Всем привет хоумисы! Я давно хотел сделать обзор на эту группу, но уже пол года ждал, когда же они выпустят свой новый альбом, благо тизерили они его еще в 2019 году, когда были на студийной сессии у Рика Рубина. На самом деле стыдно не знать, что это за типы, но я никому не скажу и вкратце приколю, кто они.
Это хип-хоп дуэт, супергруппа (это когда все участники имеют большую популярность вне объединения), состоящая из продюсера\рэппера El-P и рэппера Killer Mike, которые начали свою карьеру в 2013 году, до этого работая вместе. Своё название группа взяла из текста трека LL Cool J "Cheesy Rat Blues". В целом, оба участника группы имеют определённый вес в хип-хопе, но если посмотреть на цифры, то только Killer Mike может похвастаться 10ой строчкой топа США и то, в далёком 2002 году. Однако, их дуэт - это наглядный пример синергии и её последствий. Хоть я и фанат Майка (он кстати тоже был одним из тех, кто вписался в делюгу с саундтреком GTA V), но понимаю, что в каком то смысле без El-P он не обрёл должную популярность, будучи соло-игроком.
Этот альбом должен был выйти 5го июня, но, из-за простестов в США участники группы решили дропнуть его намного раньше, а именно 3го числа. Но вдобавок ко всему, кроме цифровых площадок, они опубликовали тейп для бесплатного скачивания на своём сайте, с возможностью пожертвования в "National Lawyers Guild Mass Defense Fund". Ранний дроп стал невероятно правильным решением по двум причинам: протестная музыка в протестные времена и самое главное на мой взгляд, попадание в точку по тексту. RTJ просто немыслимо повезло, что текст, написанный заранее, совпал с происходящим (но об этом чуть позже). В этой работе важно всё: и лирика и продакшн. "yankee and the brave (ep. 4)" полностью раскрывает это утверждение, ведь песня перенасыщена деталями с точки зрения сэмплов (слышатся мотивы старых работ, также некоторых песен RATM) и рассказывает нам о давнем сотрудничестве дуэта, опираясь на образы бейсбольных команд их родных городов. "ooh la la" - скучали по Примо? Получайте невероятную песню, благодаря сотрудничеству со старой школой в лице с Dj Premier. Весь припев - это отсылка к треку “DWYCK” jn Gang Starr, в которой состоял Примо. Также весь трек перенасыщен отсылками к старой школе (мне понравился момент, где упоминается Ol' Dirty Bustard и Jeru The Damaja) и играм\фильмам про Бэтмэна (Dark Knight и Arkham Asylym).
Да и вообще, весь альбом можно охарактеризовать фразой: пожилой батя с другом набухались и начали бомбить по-поводу политики и прочих движух. Но это звучит настолько чётко и монументально, что не можешь оторваться (faaax). Вы должны были заметить трек "out of sight" ещё в промо-материалах к постеру, но ведь это реально сумасшедший микс. Это ж надо было додуматься настолько круто видоизменить трек D.O.C. "It’s Funky Enough". Но знаете что удивляет? Как этот белый чувак (El-P) валит своими нескончаемыми рифмами. Там с ума можно сойти, пока я буду перечислять референсы всего, что тут упоминается и имеется в виду. Но мне понравилось, что во-втором куплете Killer Mike обернул классный дроп в свою пользу, использовав околофастфлоу, упоминая Wu-Tang, Outkast и фрагмент из фильма "Славные парни". Единственный, кто разочаровал, это 2 Chainz. Король фитов больше не король фитов (но на самом деле, это просто не его стилёк). Если предыдущий трек освежил классику, то "holy calamafuck" не преследует таких целей. Ломанный бит вначале наоборот, передаёт нам немного другие эмоции, а оба участника группы заявляют о своей индивидуальности, по сравнению с другими MC, раскладывая всё по полочкам. Но самый кайф, в этом треке есть свитч, который уводит в бит в минималистичное русло (мотивы очень похожи на score к GTA, кто слушал - сразу выкупит) и El-P вместе с Killer Mike'ом рассказывают о своем запоздалом карьерном успехе, о чём свидетельствует их мастерство на данный момент.
Кстати, огромнейшим плюсом этого релиза является полностью связное повествование и перетекание одного трека в другой, что мы можем наблюдать в "goonies vs. E.T.". Тут нас встречает жесткий электронный бит с множеством эффектов, добавляя эффект погружения. Готов поспорить, никто из вас, слушая этот трек не сидел спокойно на месте, потому что под этот бит можно улететь в космос. Мне он чем-то напомнил движ из Getting Up'a и трек Eric B. & Rakim "Follow The Leader". Но мне жутко понравился куплет Killer Mike'a, где он прозрел и решил открыть глаза всем слушателям на замаскированную правду жизни. Он прошёлся по твиттеру, инфлюенсерам, новостям, которые пудрят нам мозг, при этом не забыл упомянуть NWA и Wu-Tang и их цитаты в очередной раз. После этого кажется, что батя и его кент разошлись с концами. Знаете, когда ситуация набирает обороты? Именно это происходит в треке "walking in the snow". Нагнетающий бит еще больше подстёгивает нас вслушиваться в текст. Но самым жёстким моментом в этой песне я считаю не крутейший около-дабстеп инстурментал с множественными переходами, а именно строчки "And every day on the evening news, they feed you fear for free, And you so numb, you watch the cops choke out a man like me, Until my voice goes from a shriek to whisper, I can't breathe". Вы вообще выкупаете что это за движ? Это фраза не только Джорджа Флойда, которого задушил недавно коп, и смерть которого спровоцировала все беспорядки в США, а также фраза Eric'a Garner'a, который погиб в схожих обстоятельствах в 2014 и его последние слова были ТАКИМИ ЖЕ! И кстати, я считаю что именно это совпадение и спровоцировало досрочный релиз альбома. Как бы это жестоко не звучало, но лучшей пиар-кампании, возникшей из ниоткуда, придумать просто невозможно.
"JU$T" уже поспокойнее, немного снимает напряжение в музыкальном плане, так как здесь мы слышим минималистичный трэп, но по смысловой нагрузке отдыхать ещё рано. Чего стоит только начальные строчки, где Фаррелл отмечает, что все достижения угнетенных связаны с их способностью адаптироваться к дискриминационным системам, применяемым теми, кто находится у власти, упоминая экономику, обучение и социальные сети, на примере Инсты. А потом они вместе с Майком добивают это фразой: "Look at all these slave masters posin' on yo' dollar". Да это же невероятный бэнгер, как минимум из-за четырёх строчек и я сейчас не шучу. А то что в конце зачитал Zack de la Rocha (вокалист знаменитой протестной группы Rage Against the Machine), ставит жирную точку в моём предыдущем утверждении. Все они задаются вопросом, насколько на самом деле свободным является кто-либо, когда он оказывается на службе у мастера по имени "Деньги", и рассматривают различные способы, которыми капитал искажает власть и искажает системы ценностей людей.
Нет времени расслабляться, далее идёт "never look back". Очень круто, что в такой напряжённый бит EL-P добавил тиканье часов, которые так и нагнетают атмосферу суеты, будто ты не успеваешь что-то сделать. Также, El-P жестко отметил своё пристрастие к алкоголю и похожие проблемы, которые были у родителей и рассказал про переезд в Бруклин и то, как он шёл мимо улицы, где жил Бигги. А Killer Mike просто поразил меня своим флоу и вордплеями. Трек "the ground below" своим вайбом мне напомнил как раз RATM. В этой песне Killer Mike и El-P метафорически борются за свою жизнь и репутацию. Майк пытается бороться с искушением и обмануть смерть, в то время как El-P хочет установить закон, чтобы люди уважали его имя. Но больше всего в этом альбоме меня удивили 2 последних трека.
Поистине невероятный "pulling the pin", где припев Mavis Staples'a также, как и сам инструментал, безусловно завораживают. El-P и Killer Mike, используя метафоры, относящиеся к различным историям из иудео-христианского канона, указывают на пороки капитализма и заявляют, что у нас есть все, что нам нужно, чтобы начать вносить изменения в наше общество. А вот после "a few words for the firing squad" я просто разрывался от эмоций. Эта песня, огромная отсылка традиции, давать последнее слово перед смертью. firing (radiation) squad - намекает на людей, которые захвачены государством и казнены за их убеждения и то, за что они стоят. В ней Killer Mike и El-P рассматривают, как каждый достиг этого уровня и как они будут продолжать двигаться вперед ради всех тех, кто любит музыку и хочет лучшего общества. Забудьте про нагнетание, о котором я говорил до, здесь оно достигло своего апогея. Это подчеркивается инструментальной составляющей в виде саксофона, бас-гитары, барабанов и виолончели (возможно также скрипки, но я не уверен, уж очень богатое аутро), которая завершают историю этого альбома.
Я не могу сказать, что этот альбом на повседнев, нет. Но это поистине великое произведение, достойное всех возможных наград. RTJ4 настолько детально-проработанная работа, что всё то ,что я написал выше - просто капля в море, по сравнению с тем, что можно рассказать ещё. Хоумисы, это без преувеличения - шедевр, который был выпущен при нашей жизни. Альбом, который опередил всех на тысячу шагов. И RTJ в этом году сделали то, что не смог сделать никто из старичков, имеющих вес в культуре за несколько предыдущих лет: они рассказали о проблемах общества, о тех недостатках, которые их накаляют настолько круто, что их вряд-ли кто-то сможет переплюнуть. За что им мой низкий поклон, чего-чего, а такого я совершенно не ожидал.