На протяжении последних лет ходили разные слухи по поводу этой пластинки: кто-то говорил, что это будет самый выдающийся лонгплей в дискографии Кендрика. Кто-то, что мы станем свидетелями выхода одного из лучших альбомов в истории хип-хопа, подобного значению «All Eyez On Me» от 2Pac. А некоторые даже предполагали, что это будет и вовсе не хип-хоп, а джаз или даже рок альбом. Но все эти группы людей соглашались с тем, что нас ожидает что-то по истине исключительное или революционное.
Незадолго до выпуска пластинки, Кендрик опубликовал новую фотографию, где он на фоне старого ковра сидит в дедовских ботинках, держа в руках два диска и книгу с названием его будущего альбома. Именно в этот момент, ожидания всех его фанатов достигли предела! Все хип-хоп блоггеры сразу начали постить мемы о том, какой Кендрик гений, отец хип-хопа, savior of the rap game и тому подобное… Я также имел огромные ожидания касаемо «Mr. Morale & The Big Steppers». Но вот оправдался ли на самом деле весь этот шум вокруг новой пластинки Кендрика? Давайте разбираться.
Открывает данный альбом трек "United In Grief". Это отличное вступление к пластинке, которое дает возможность заглянуть в основную концепцию альбома, послушать разные мысли Ламара, а также его воспоминания о событиях из своего прошлого.
К слову о прошлом: пару лет назад появилось видео, где Кендрик парил над морем в виде Иисуса. Так вот, как оказалось, это был эпизод из клипа на следующий трек «N95», где мы слышим K.Dot'a формата его прошлогодних коллабораций с Baby Keem'oм.
Вообще «N95» – это защитная маска от короны, которую исполнитель использует как символ различных образов и материальных ценностей, в мире которых живут люди. Поэтому Кендрик говорит:
"Take off the foo-foo, take off the clout chase, take off the Wi-Fi, Take off the money phone, take off the car loan, take off the flex and the white lies"
Он говорит своему слушателю, чтобы тот снял маску и без призмы всяких предубеждений посмотрел своими глазами на реальный мир. Мир, в котором вещи, которые находятся в приоритете большинства людей, на самом деле не имеют никакой ценности, поэтому не стоит к ним даже стремиться. Еще в этом треке он говорит:
"What the fuck is cancel culture, dawg? Say what I want about you niggas, I'm like Oprah, dawg"
Запомните эти строки, к ним я вернусь чуть позже.
Третьим идет "Worldwide Steppers". Впервые послушав этот трек, я был удивлен присутствию слов Kodak Black'a в начале композиции. Этот трек звучит как еще одна интерлюдия к альбому, но в отличие от "United In Grief", здесь много противоречий. Сначала Kendrick утверждает, что через него говорит Бог, а потом он рассказывает о том, как у него от переписок с суками болят пальцы; а еще проводит хронологию событий в своей жизни через те разы, когда он «трахнул белую суку».
И это я уже не говорю об упоминании Ламаром поучений, так называемого "целителя", Доктора Себи (который на самом деле оказался обычным шарлатаном). Мне бы очень хотелось думать, что этот трек – только сатира и плевок в лицо моралистов, но это маловероятно…
"Die Hard" с Blxst и Amanda Reifer – совсем другое дело. В этой атмосферной композиции Kendrick Lamar говорит о своих "insecurities" и своем недоверии к человеку, которому он хочет открыться и рассказать о важных ему вещах. Но он боится, что это потом может быть использовано против него. Это один из немногих треков с альбома, который действительно можно играть на репите.
Композицию "Father Time" Кендрик посвящает отношениям со своим отцом, а также в целом теме отцовства и его влияния на развитие жизни человека.
Далее в "Rich - Interlude" снова появляется Kodak Black, который почти 2 минуты бормочет какую-то чушь; после чего следует неплохой тречок "Rich Spirit", лёгкий и без какой-либо смысловой нагрузки.
Одним из главных "хайлайтов" альбома является песня-диалог "We Cry Together" aka "Kim" 2.0, где Кендрик с актрисой Taylour Paige имитируют домашнюю ссору под аккомпанемент инструментала Alchemist’a. Драма, эмоции через край, здесь прям все составляющие для среднестатистического вечернего сериала.
Заканчивается первый диск «Mr. Morale & The Big Steppers» неожиданной коллаборацией под названием "Purple Hearts" трех абсолютно разных по стилю исполнителей: Summer Walker, Ghostface Killah и самого Ламара.
Здесь K.Dot и Summer Walker говорят как об отношениях между людьми, так и о своем личном отношении к другим людям. Мне понравились эти строки:
"Two-steppin away from rappers, I don't trust their true intentions, I’m not in the music business, I been in the human business, Whole life been social distant, hoes like, When you not trippin?"
Но несмотря на достойный куплет GFK, с точки зрения концепции, он не совсем уместен, потому что его религиозные мотивы не особо соответствуют главной идеи композиции.
Теперь переходим ко второму диску, который начинается с моего любимого трека на альбоме – "Count Me Out". Эта композиция отлично показывает этот тейп с наилучшей стороны. Глубокая рефлексия, человеческие чувства и освещение своих уязвимостей – именно этим темам Кендрик Ламар уделяет наибольшее внимание в этом треке.
Но в отличие от других треков на «Mr. Morale & The Big Steppers», "Count Me Out" звучит не просто как некая интерлюдия, где Кендрик в разговорной манере высказывает свои мысли, а действительно как настоящая песня, которую можно слушать, вникая в подробности, так и просто как приятную фоновую музыку.
Что-ж, два крутых трека подряд – это уже было бы сильно густо, поэтому дальше снова идет еще один трек-интро "Crown", где Kendrick много раз повторяет фразу "I can't please everybody". Здесь я с ним согласен: удовлетворение желаний каждого человека – это занятие неблагородное. Но если K.Dot вместо очередного монолога сделал качественную содержательную композицию, подобную тем, которыми наполнены его предыдущие релизы - было бы круто.
И в этот момент Кендрик Ламар словно услышал меня. "Silent Hill" – хоть и без всякой смысловой нагрузки, но звучащий, по крайней мере, просто как приятная песня, с участием... чертова Кодака Блэка, который уже третий раз появляется на этом альбоме.
Ладно, пусть это даже один из тех редких случаев, когда Кодак соизволил выдать более менее приемлемый куплет; но сам факт того, что Кендрик выбрал кандидатуру человека, отсидевшего в тюрьме за изнасилование несовершеннолетних, для тесного сотрудничества на альбоме посвященному уязвимости и психическим травмам, - ставит под вопрос всю идею этой пластинки и даже искренность Ламара, прекрасно знавшего, что представляет собой Kodak Black, и все равно отдал ему одну из ведущих ролей в своем новом альбоме.
А теперь угадайте с трех раз, что следует за этим треком. Правильно: еще один монолог "Savior – Interlude", но на этот раз, в исполнении уже не самого Кендрика, а его кузена - Baby Keem'a.
После этого идёт трек «Savior», несколько напоминающий «ELEMENT», но с посредственным продакшеном и гадким голосом Baby Keem'а. Несмотря на это, Kendrick Lamar выдает, возможно, свои лучшие куплеты на всем альбоме. Кендрик отходит от темы своего «Я» и акцентирует внимание на человеческой психологии: привычке людей выбирать себе так называемого «спасителя», боязни выражать свое личное мнение, а также абсурдность верующих, которые сначала считали вакцину ядом сатаны, а затем все дружно молились на Файзер.
А еще здесь исполнитель говорит следующее:
«vladimir making nightmares, But that's how we all think, The collective conscious, Calamities on repeat»
Эти строчки можно трактовать по-разному. Возможно, он имел в виду то, что большинство людей, наблюдающих за происходящим сейчас, поддерживают одну сторону только потому, что так поступают все, а не потому, что они действительно осознают всю катастрофу происходящего. А может что-то другое…
Кстати, помните строчки из «United In Grief», в которых Кендрик говорил о том, что ему всё равно на политкорректность и cancel culture? Он не раз упоминал об этом на «Mr. Morale & The Big Steppers», но чем все это по итогу закончилось…
Тем, что он сделал песню, посвященную трансгендерам! Называется «Auntie Diaries». В этом треке Кендрик полностью дискредитирует себя как личность и как исполнитель, музыка которого направлена на борьбу за права афроамериканцев. Здесь он прямо сравнивает свое комьюнити с гомосексуалистами. Мол, раньше он был лицемером, потому что позволял себе произносить слово «fagot» и называть вещи своими именами, при этом обижаясь на белых, говорящих на темнокожих n-word.
Ещё раз, Кендрик Ламар, всю свою жизнь клавший хрен на политкорректность и, более того, неоднократно говоривший об этом именно на этом альбоме, делает трек об этих людях и сравнивает их с афроамериканцами, которые действительно веками страдали от деяний белого человека. У меня нет слов…
После этого момента альбом окончательно идет на спад, и следующие два трека "Mr. Morale" и "Mother I Sober", хоть и содержат в себе немало важных вещей, но звучат просто невыносимо, поэтому не буду даже уделять им внимания.
И напоследок, «Mirror». Очень гармоничное завершение этого альбома, где Кендрик говорит: "I choose me, I'm sorry". То есть "извиняюсь за то, что фанаты ждали выхода моего нового альбома тысячу лет, а в результате получили релиз в основном составленный даже не из песен, а из каких-то невнятных монологов и од трансвеститам".
После первого прослушивания этого тейпа, я был просто в эйфории от того, что я наконец-то услышал новую музыку от Кендрика, а единственным, что испортило мое первое впечатление от альбома - был только трек «Auntie Diaries». Но с каждым последующим прослушиванием, релиз стал нравиться все меньше и меньше, потому что здесь отвратительно почти все: подбор гостей, продакшн, какие-то полу-треки полу-интерлюдии, главная идея, и вообще вся концепция пластинки, со сплошными противоречиями Кендрика самому себе.
Что вообще можно говорить, когда, в альбоме, посвященному психологическим травмам и проблемам с насилием, исполнитель осознанно сотрудничает с насильником несовершеннолетних, который, к тому же, еще и публично высмеивал жену Nipsey Hussle'а – которому K.Dot посвятил важный парт на «The Heart Part 5» в третье диске.
Затем он рассказывает как синхронизируется с природой с помощью процедур какого-то шарлатана, а Бог через него говорит, когда он отправляет сообщения сукам. Kendrick Lamar… Главный борец с политкорректностью, рассказывает слушателям о том, какие бедные и несчастные трансвеститы и гомосексуалисты. Но это не мешает ему сотрудничать с Ghostface Killah, который неоднократно издевался над гомосексуалистами в своих треках.
Скорее всего, этим альбомом Кендрик хотел показать, что он никакой не спаситель рэп игры, а всего лишь обычный человек, который также может быть уязвимым и незащищенным от окружающей среды. Однако, здесь есть одно но: быть обычным человеком и идиотом – не одно и то же... Видимо он этого не учел.