Настало время рассказать про дебютный и единственный, выпущенный при жизни, альбом The Notorious'a B.I.G. - Ready To Die. Этот альбом - общепризнанная классика, во время выхода взорвавшая все чарты, в 1995 году ставшая дважды платиновой, а к 2018 году собрала еще 4 платины. Многие считают, что Ready To Die - один из величайших альбомов в истории хип-хопа. Но что в нём такого? Почему именно этот альбом, а не какой-либо другой из множества интересных хип-хоп пластинок 94 года является лучшим? И почему именно он стал символом возрождения хип-хоп сцены Восточного побережья, во время полной аннексии Западного побережья? На все эти вопросы я отвечу по ходу обзора.
Но перед тем, как перейти к бэкграунду тейпа и трекам, я считаю обязательным прояснить одну вещь. Песня "Who Shot Ya? была записана в 1994, выпущена в 1995 году на стороне B, сингла Big Poppa, и была добавлена ТОЛЬКО в REMASTER альбома в 2004 году вместе с песней "Just Playing (Dreams)". Это важно, потому что обе эти песни не были оригинальном альбоме и их крутость не влияет на общую оценку, но пару слов о них я скажу.
"Who Sot Ya?" - яблоко раздора между Паком и Бигги. Именно из-за него Пак окончательно уверовал, что именно Biggie Smalls вместе с Паффи подставили его в ту ночь по пути на Quad Studios, и именно из-за него, можно сказать, началась война побережий. В треке слишком много совпадений, хоть и нет прямого дисса в сторону Пака. Как говорят, песня была записана задолго до случившегося с 2Pac'ом и предназначалась для альбома Mary J. Blige "My Life", но версия Biggie оказалась слишком жесткой для R&B альбома, поэтому его заменил Keith Murray. Альбом Mary J. Blige вышел 29 ноября 1994 года и это важно, так как покушение на Пака было 30го, а записывался альбом в течении года, поэтому это скорее "подсознательный diss", каким его окрестили XXL в 2010 году. Но тем не менее, "Who Shot Ya?" - эталонный трек как минимум потому, что он идеально построен с точки зрения звучания, так и с точки зрения панчей. Каким бы жестким он не был, он качает до сих пор. Я его полюбил еще в ремикс-версии в Getting Up'e, что говорить об оригинале.
Забавно то, что некоторые строчки из "Just Playing (Dreams)" - также появлялись в треке Mary J. Blige "What's The 411? (Remix)" 1993 года, но то была более чилловая версия, а вот оригинал - чистый фанк в мире рэпа. Да что говорить, эта песня актуальна до сих пор, учитывая количество lo-fi ремиксов, появившихся в 2020 году. Но самый прикол этой песни вы узнаете чуть дальше, так как её содержание было судьбоносным, для Biggie и за малым не похоронила его карьеру, если бы не вмешался Diddy.
Итак, альбом был сделан в 2 подхода (часть была записана в 1992, а часть в 1994 году). В первую входили такие треки, как «Ready To Die», «Gimme the Loot» и «Things Done Changed». Именно тогда Бигги был подписан на Uptown Records, и кроме всего, принимал участие в записи треков Mary J. Blige и Heavy D. Всё это время Puffy был менеджером Бига, и летом 93го его уволили из Uptown, а тем временем Бигги записал песню «Just Playing (Dreams)», в которой он упомянул 20 R&B-певиц и перечислил, что он хотел бы с ними сделать. Среди них были Mary J. Blige, Mariah Carey, Rupaul и Chaka Khan, которые не обиделись на песню, но например мисс Патти Лабелль (известная по песне «Lady Marmalade», «королева рок-н-соула» и одна из 100 лучших певиц(ов) по версии Rolling Stone), подписанная на MCA Records, в состав которого входил Uptown Records, - мягко говоря не оценила композицию Бигги, за что собственно и выгнала его с Uptown.
The Notorious B.I.G. снова оказался на улице, и снова в drug-игре. Паффи можно сказать вытащил его из беды, так как за день до налёта полиции на наркопритон, к которому Биг имел отношение, Diddy прислал ему билет в NY. И уже в 1994 Biggie вернулся на студию, теперь нового лейбла Bad Boy Records, дописывать вторую часть тейпа. По слухам, в этот момент Puffy с помощью лейбла Arista Records, уже выкупил первую часть альбома за 1 млн долларов у Uptown Records. В 1994 году, уже на Bad Boy, были записаны самые коммерчески-успешные треки Бига, а сам Биг прокачался в вокале и перестал записывать свои строчки на бумагу, запоминая их. Промежуток в 2 года особенно важен, так как в треках 1992 года мы слышим Notorious'a молодым, в то время как в треках 1994 года - более зрелым, и именно поэтому Ready to Die - порой звучит как 2 разных альбома.
В 1994 году у Craig Mack тоже выходил альбом и он тоже был подписан на Bad Boy. В поддержку обоих релизов была выпущена кассета B.I.G. Mack, где на одной стороне были треки с альбома Mack'a, а на другой - треки из альбома Бига. Саму кассету троица раздавала всем желающим в МакДональдсе в конце сентября 1994 года. Особенность этого релиза в том, что там другие семплы в треках "Intro" и "Me And My Bitch", которые заменили уже в релизе, потому что Паффи получил отказ на их использование.
Окей, почему альбом называется Ready to Die? В 2014 году Easy Mo Bee, продюсер 6\17 треков альбома, рассказал, что «Ready To Die» была самой первой песней, которую они записали в 1992 году для нового альбома и именно она задала тон остальным композициям пластинки. Также он рассказал HipHopDX о личном разговоре с Бигги, в котором он хотел прояснить истинный смысл названия. B.I.G. рассказал ему о всей жести, что произошла с его мамой, беременной девушкой, и то что ради них он вынужден зарабатывать бабки на улицах. Ему все равно, будет ли он грабить, или красть, или что-то другое - всё это ради того, чтобы выжить. Неважно какой ценой. Поэтому, Бигги и готов умереть за эти бабки.
Итак, сложно не заметить, что альбом содержит размытую концепцию, начиная с вступления, в котором подробно описываются рождение B.I.G., его раннее детство, его юность и его жизнь на момент выпуска альбома. Песни на альбоме варьируются от повествований об убийствах ("Warning") до хвастовства в рэп-баттлах ("The What", "Unbelievable").
Это видно и по обложке, где изображен младенец, похожий на Бигги, но с афро, что соответствует концепции "от рождения до смерти". Эта обложка была включена в список лучших хип-хоп обложек, но она всё же подвергалась критике за схожесть с обложкой Illmatic.
Эта тема раскрывалась в треке Raekwon - "Shark Niggas (Biters)" из его альбома Only Built 4 Cuban Linx… Вдобавок к этому Raekwon & Ghostface Killah упоминали строчки Big'a, которые он подрезал у Nas'a, но перефразировал в "Big Poppa" ("Money, hoes and clothes: all a nigga knows").
Но Biggie знатно прошелся и по ним, и по Nas'у, и по всем остальным чуть позже в треке "Kick in the Door" в альбоме Life After Death.
Окей, окей, окей. Вы прочитали простыню, которую стоило разделить еще на несколько частей, поэтому пора переходить трекам внутри. "Intro" - краткое описание жизненного пути Biggie до записи альбома. В треке используются многие классические хип-хоп треки, отражающие каждую эпоху его жизни. Бигги проводит тонкую грань между музыкой и реальностью, поскольку большая часть этого вступления основана на реальных событиях.
“Things Done Changed”, мрачная песня в которой B.I.G. рассуждает об изменениях в моде и жизни на протяжении десятилетий, говорит о том, что уличная "игра" стала сложнее и опаснее, и как он всё это преодолел.
“Gimme the Loot” - веселая и движняковая песня, про то как Бигги и его "более молодая версия" замышляют ограбления. Мне этот трек всегда нравился из-за сторителлинга, но единственное, что в нём отталкивает, это аутро, где Biggie от жоента закашливается, как туберкулёзник.
"Machine Gun Funk" - одна из моих любимых песен по сей день. Крутейшие рифмы под фанковый бит от Easy Mo Bee схож по вайбу с Just Playing (Dreams)", но звучит более уверенно. Далее идёт песня, которую я в своё время знал наизусть.
"Warning" - построена по той же схеме, что и “Gimme the Loot”: Бигги снова ведёт разговор и за себя и за своего друга (Pop), который рассказывает ему о заговоре. Трек великолепен и звучит прекрасно на протяжении 3,5 минут: от крутейшего припева, до отсылок к песне "Bad Boys" от Inner Circle и невероятного бита, который к слову, изначально предназначался для Big Daddy Kane.
Заглавный трек "Ready To Die" по ощущениям не похож на песню, скорее на фильм. Аранжировка от Easy Mo Bee звучит очень круто и только усиливает эмоциональный порыв Бигги. Как отметил сам артист, "Ready To Die" означает "оставить свою старую жизнь позади".
У всех поклонников невероятно горит от того, что оригинал "One More Chance" хуже, чем “One More Chance/Stay With Me (Remix)”.
Как по мне обе версии хороши. У той, что в альбоме, более трушный ритм и текст, хоть и на сексуальную тематику. Это настоящий хип-хоп, а ремикс - хоть и прекрасен, но то уже чистый R&B. Заметили, как в начале 90х было модно демонстрировать в треках, насколько ты самец? Вспомните Chronic от Dre, там тоже было полно откровенных интерлюдий, но мне кажется, Biggie в аудио формате переплюнул всех и сравнился только со всеми известным хубом.
"The What" - единственный фит в альбоме. Одно время эта песня была у меня на репите, а припев - чуть ли не стал мантрой. И как же приятно, что гостем оказался именно Method Man из Wu-Tang Clan. К слову о Raekwon & Ghostface Killah, как говорил Меф - только они из клана недолюбливали Biggie, у остальных все было ровно. В треке потерялась одна ключевая особенность перехода между куплетом Бига и Метод Мэна: Биг заканчивает "you don't want to fuck with the M-E...", а Meth начитает "...T-H-O-D Man". Почему? Потому что, если бы Меф не перебил Бигги, он бы не попал в бит. Кстати, этот момент обыгран во втором куплете трека "Friend of Mine", только там Бигги перебивает Мефа.
"Juicy" (ему я посвятил первую часть обзора), сделал Big'a суперзвездой ещё до выхода тейпа, так как трек был промо-синглом. И как раз успех этого трека и пошатнул некогда уверенные позиции West Coast рэпперов в чартах.
"Everyday Struggle" - мне не очень нравился из-за бита, но это один из тех треков, который нужно понимать. В нём B.I.G. мастерски рассказывает о жизни наркобарона с его фирменным пренебрежением к собственному благополучию.
"Me and My Bitch" - песня о любви и идеальной девушке, которая скорее всего является смесью всех подружек Бигги. При этом, бит достаточно мрачный, что отлично передаёт атмосферу уличных движений, которыми промышлял Биг.
"Big Poppa” - отличается от остальных песен альбома своим вайбом, даже немного похожим на G-Funk. Эта песня заняла 6-е место в чарте Billboard Hot 100 в марте 1995 года, а в 1996 году - The Notorious B.I.G. был номинирован на Грэмми в категории "Лучшее сольное рэп-исполнение" (но к сожалению проиграл Coolio с песней "Gangsta’s Paradise"). Но кроме того, «Big Poppa» настолько взрывала мозг, что лишний вес за малым не стал синонимом крутости. Даже журналист Стив Хьюи назвал её "гимном любовников с лишним весом". А если вспомнить, сколько было и есть по-настоящему крутых рэпперов, которые весят больше или около центнера, то можно сказать ей это удалось (Big Pun, E-40, Fat Joe, Action Bronson, Raekwon, Fat Nick, Scarface, Ice Cube, Rick Ross, Gunna (xD), Killer Mike, Project Pat, Duke Deuce, Tee Grizzly, Rod Wave). Но Biggie не был толстым, просто ему надо было где-то хранить все свои тексты. Также в этой песне Биг впервые представил хип-хоп группу Junior M.A.F.I.A (а Пак получается сделал то же самое с Outlawz, но на год позже).
"Respect" - история жизни Biggie из первых уст. Как правильно заметили в Genius'e: если не хотите смотреть фильм Notorious, то просто послушайте эту песню.
И учитывая переход между этой и следующей песней ("Friend of Mine"), держите жизулю с комментов:
"Biggie the only ni66a that makes you listen to someone sucking his d"
"Unbelievable" в своё время был заслушан мною до дыр. Остроумные панчи, жесткий бит от DJ Premier, три невероятных куплета и самый запоминающийся вордплей 1994 года (B-I-G, G-I-E, A-K-A., B-I-G, Get it? Biggie) - вот что такое "Unbelievable".
И конечно же, невозможно пройти мимо финального трека "Suicidal Thoughts". Я его слушал, когда мне было 10 лет, и толком не зная английского - я все равно понял о чем речь, не из-за названия, а из-за повествования. Это похоже фильм: все эти переживания Паффа на другом конце телефона, размышления Бига о своих проступках и самоубийстве, захватывают дух и держат в напряжении, что ты реально переживаешь за судьбу исполнителя и гадаешь, совершит ли он то, что задумал, или нет. Как по мне - это идеальная концовка альбома в плане концепции, но всё же страшно осознавать, что оба талантливейших рэппера в истории хип-хопа предполагали и отчасти предугадали свою смерть.
Как и писал в первой части, Ready To Die был настоящим мастер-классом по паранойе, депрессии, размышлениям о смерти, непонимании того, что успех может быть достигнут легально и пересечением всех этих элементов между собой. У Бига был невероятный талант доходчиво и просто доносить свои мысли, да еще и упаковать всё это в красивую, стильную обёртку, свойственную кино. Депрессия, постоянное напряжение, эмоциональные переживания, честность, романтика и юмор - всё это есть в Ready To Die и все эти моменты мы проходим, словно мы и есть "Biggie". Это самая главная отличительная черта, которая привлекает в творчестве артиста до сих пор. Но кроме всего, ни один рэпппер до этого никогда не заставлял многосложные рифмы звучать так гладко и приятно. Вот поэтому - это самый лучший альбом 1994 года и один из лучших альбомов в истории хип-хопа.
Еще интересный момент, в 2006 году на Bad Boy подали в суд, за незаконное использование семплов для песен «Ready To Die», «Machine Gun Funk» и «Gimme The Loot». В итоге была присужена карательная мера в виде штрафа 4.2 млн долларов и запрет на распространение новых копий альбома. Была подана апелляция, в ходе которой штраф снизили до 2.8 млн, но треки все равно могут быть выпущены только без использования спорных семплов. В 2014 году была похожая ситуация, только вокруг трека «The What».