Это поразительно: как на декабрь 2022 года, имея за плечами всего один альбом, выпущенный пять лет назад, Сиза всё ещё находится в статусе главных представителей современной R&B сцены, а “Ctrl” продолжает считаться абсолютной классикой, ставший ею ещё в год выпуска.
Не поймите меня неправильно, с вышеперечисленными регалиями я всецело солидарен, однако удивительными эти события не перестают быть. На западной сцене, зачастую, артист не может позволить себе пятилетний перерыв, особенно между первым и вторым альбомом. Чаще всего это заканчивается кризисом и деградацией исполнителя. Но не в случае Сизы. В ситуации с Соланой все пять лет прошли в непрерывном ожидании новой работы. И 9 декабря 2022 года свет наконец увидел “SOS”.
Альбому предшествовали три сингла: “Good Days”, “I Hate U” и “Shirt”, при чём “Good Days” вышел ещё в декабре далёкого 2020 года! Ставит ли этот факт “SOS” в список тех несчастных проектов, на выпуск/написание которых повлияла волна пандемии? Скорее всего да. Одно могу сказать точно, когда два года назад вышел “Good Days”, мне стало очевидно, что Солана не сидит сложа руки и над чем-то работает, ибо эта песня оказалась первой сольной композицией, выпущенной Сизой с 2017 года.
Первое, на что обращаешь внимание при внешнем ознакомлении с пластинкой – это 23 трека, на 9 больше, чем на дебютном альбоме. И тут, пожалуй, мне стоит обозначить небольшую преамбулу к “SOS”, озаглавленной «Длинные альбомы» …
Чаще всего длинные альбомы – это проблема. В условиях экспоненциально увеличивающегося разношёрстного контента, среднестатистическому слушателю удобнее будет потребить двадцати пятиминутный фаст-фуд контент, чем выделять время под пластинку с длительностью час +. И дело даже не столько в этих «лишних» 40-30 минутах, а в общей специфике длинных альбомов, которые рассказывают более комплексную историю (тут я даже не имею в виду концептуальные альбомы), к которой нужно чаще возвращаться и глубже окунаться при повторных прослушиваниях.
Зачастую длинные альбомы не способны удержать внимание человека, так как не содержат триггеров, цепляющих внимание слушателя. Но что же делает “SOS” не похожим на вышеописанную когорту проектов, с учётом его длительности в 70 минут?
Во-первых, отличная работа с жанрами. На пластинке присутствуют и трэп R&B, и альтернативный R&B, и поп, и даже рок джоинты. Каждый раз, когда я успокаиваюсь и думаю, что раскусил звучание “SOS”, следующий же трек заставляет меня посмотреть на альбом под другим углом.
Во-вторых, нужно, конечно, вручить Солане её цветы. То, как она использует свой нежный, бархатный голос заставляет слушать меня её песни в гипнотическом трансе. Особенность ему добавляет эта изюминка голосовых связок, когда на высоких нотах создаётся ощущение, будто у неё заложен нос! Такую, в хорошем смысле этого слова, «гнусавость» так долго пытается довести до абсолюта Дон Толивер в том же “Life Of A Don”, однако можно даже не сравнивать его вокальные способности и Сизы.
Кстати о фитах! На “SOS” их не так уж и много, но есть и другая проблема. Участие Трэвиса Скотта, Дона Толивера, Фиби Бриджес и Ол Дёти Бастада не несут в себе какого-то смыла потому, что даже после пятого прослушивания альбома я не могу по щелчку пальца воспроизвести в голове хоть чей-то парт. Было бы не плохо разбавить такой длинный альбом ещё двумя-тремя артистами, сотворив интересные коллаборации. Фиты – это пожалуй единственный явный минус на “SOS”. Те, что есть – попросту не работают.
Но если мы не будем брать во внимание «плавающие» фиты, то в остальном альбом критиковать практически не за что. Все остальные аспекты проекта отлично выполняют свою роль. Начнём сверху.
Несмотря на то, что пластинка носит такое обречённое название, никакой навзрыд молящей о спасении Сизы на альбоме нет. Скорее наоборот, главный лейтмотив “SOS” лежит в освобождении и прорыве к новому пространству за счёт собственных усилий, что вызывает обаятельную дихотомию, если мы вспомним о классической трактовке данной аббревиатуры.
Сама Солана объясняет название альбома так:
Конечно это может значить “Save Our Souls”, но также и “Save Our Ship”. Кроме того, буква S в “SZA”, по алфавиту пятипроцентников, обозначает спасение, или самоспасение.
Если я обращу своё внимание на обложку, то весь пазл соберётся. Там я вижу референс к одной из последних фотографий принцессы Дианы перед смертью. Сиза почти полностью повторяет этот снимок. Она разве что не облачилась в купальник, а выбрала для образа джерси хоккейного клуба из Сент-Луиса – родного города Соланы.
В таком случае я могу проследить некий визуальный путь артиста. От обложки веет одиночеством и изоляцией – начальная стадия, а освобождение через само спасение с символизмом через “S” на спине джерси – конечная стадия.
Спасается Сиза на альбоме разными способами: к примеру, на песне “Kill Bill” она хочет расправиться со своим бывшем и его новой девушкой и за счёт этого получить освобождение. Последние строчки песни рассказывают мне:
Я только что убила своего бывшего, хотя я всё ещё люблю его. Но лучше я буду в аду, чем одна.
В “Gone Girl” она буквально проговаривает вещи, которыми сейчас одержима:
Пытаюсь найти более глубокий смысл в ерунде, пытаюсь расти, не ненавидя процесс.
А также прямо заявляет о том, что ей нужно здесь и сейчас:
Мне нужно больше безопасности и места. Мне нужно меньше посторонних голосов, только ты и я.
А в “Nobody Gets Me”, самой большой песней на “SOS”, Солана закольцовывает своё исцеление идеей, что всё-таки “Nobody gets me like you”. Никто не понимает и не пронимает меня как ты, куда бы я не бежала и чего бы не искала.
В сухом остатке мы получаем новый альбом Сизы, на котором она ещё больше раскрывает себя как музыканта. Однако, поверхностная концепция «самоисцеления» меня, словно, не до конца убеждает, поскольку первопричина этого загнанного состояния мне не вполне ясна. То ли это любовь, то ли творческий поиск, то ли всё вместе, то ли вообще что-то другое! Либо же что-то более кристаллизированное зарыто так глубоко, что, словно снитч из Гарри Поттера, открывается под конец. Тем не менее я считаю “SOS” хорошим альбомом, большинство шестерёнок которого работают. Он оказался вполне достойным такого долгого ожидания, а недостатки и шероховатости пластинки легко устраняемы, если вы фанат Соланы и просто по ней соскучились.