Альтернативный рэп — весьма сложное, но интересное понятие, не имеющее конкретных рамок. Скажу даже так — хип-хоп построен на альтернативах, поскольку без этого не было бы развития жанра. Хип-хоп появился как альтернатива музыке диско, которая была очень популярна и играла из каждого утюга. Но когда первые хип-хоп коллективы, такие как Sugarhill Gang и Treacherous Tree, заняли эту нишу популярной музыки — пришли новые исполнители, которые расширили границы и дали то, чего еще не слышали. Это, например, Run-DMC и Beastie Boys. Первые рэперы все-таки многое перенимали от звезд диско, начиная от сэмплов и заканчивая одеждой. Но с появлением протеже Рика Рубина и Рассела Симмонса хип-хоп стал более хулиганским, более драйвовым, более уличным, но при этом оставаясь стильным. Затем им на смену пришли более техничные рэперы, читающие о проблемах общества (Eric B & Rakim, KRS-One, Public Enemy). Потом появилась западная альтернатива — суровый гангста-рэп, прародителями которого считаются Schoolly D и Ice-T. Затем уже N.W.A. сделали его мега популярным с помощью своих откровенных текстов против полиции и государства.
И о таких метаморфозах можно говорить долго, их можно проследить вплоть до нашего времени. Но термином «альтернативный рэп» в хип-хоп науке принято называть рэп 90-х и начала 00-х, который отличался от привычного для того времени звука восточного побережья и звука западного берега. Это были ребята, которые устали от популярного рэпа по радио, который не нас за собой конкретных идей. Они решили возродить поэтичность и силу, которую рэперы несли своим словом. Альтернативный рэп не ограничивается определенной территорией. Исполнители с таким мировоззрением появляются и на западе (The Pharcyde, Freestyle Fellowship), и на юге (OutKast), и на востоке (Mos Def, Talib Kweli).
И в это время на хип-хоп-карте почетное место стал занимать город Чикаго. Рэп в Чикаго был и до этого, но не пользовался таким спросом, как музыка артистов из Нью-Йорка или Лос-Анджелеса. Как я уже говорил в обзоре альбома Сабы «Few Good Things» (обзор будет скоро опубликован!), Чикаго всегда был местом черной музыки, где популярностью пользовался джаз, блюз и т.д. И это сильно повлияло на альтернативный хип-хоп Чикаго. И одним из главных представителей является рэпер Common, который, я считаю, заслуживает большего внимания. Поэтому, расскажу немного о его пути и о том, как я познакомился с его творчеством.
Лонни Рашид Линн родился 13 марта 1972 года, в благополучной семье в Чикаго. Его мать работала директором и преподавателем в подготовительной школе, а отец — конcультант по делам молодежи в одной из общественных организаций. А еще он бывший баскетболист, который играл в молодежной ассоциации ABA. Родители развелись, когда ему было 6 лет, но отец все равно поддерживал связь с сыном. Коммон хорошо учился в школе и затем поступил во флоридский университет, где изучал деловое администрирование. Как раз в этот период он и начал увлекаться рэпом.
Его первый псевдоним — Common Sense (затем сократил его до Common, когда одноименный регги-коллектив подал иск). Он выступал в составе группы C.D.R., но В 1991-ом решил двигаться сольно. В 1992 году выпускает сингл «Take It EZ» и даже попадает в рубрику журнала The Source, посвященную талантливым андерграундным артистам.
И вскоре последовал альбом «Can I Borrow A Dollar?». Это был первый альбом Коммона, который я прослушал и… я ничего не понял. Наверное, это из-за юного возраста. Я послушал его в 2013-2014 году, и для меня это оказалось слишком сложно, поэтому я на какое-то время отложил его дискографию в долгий ящик.
Сам альбом в 92-ом году не пользовался коммерческой популярностью, но полюбился ценителям андерграунда. В нем Коммон поднимал проблемы чернокожего населения, размышлял о расизме, о возможностях, об успехе. Треки были наполнены приятными джазовыми семплами, что дало толчок для развития стиля Коммона. Этот альбом был спродюсирован No I.D., который затем станет наставником Канье Уэста. Стрельнул Коммон вторым альбомом «Ressurection», а именно треком «I Used To Love H.E.R.».
В нем он описывает знакомство с хип-хопом как знакомство с женщиной — образованной, красивой, мудрой и темпераментной. Но затем она уезжает в Лос-Анджелес и начинает вести разгульный образ жизни. Такой метафорой Коммон сделал выпад в сторону музыки западного побережья, где в то время преобладал G-Funk, основными темами которого были тусовки, бандитская жизнь и т.д. По мнению Коммона, это убивает культуру, которая была рупором афроамериканцев, способом борьбы. И это, естественно, вызвало ответку. На Коммона ополчилась группа Westside Connection (Ice Cube, WC и Mack 10). Они записали трек «Westside Slaughterhouse».
Они заявили о том, что хип-хоп — теперь их девушка, и их не волнует, что там говорят пацаны с истсайда, поскольку теперь запад рулит процессом. И все это было еще до кульминации, т.е. вражды между Паком и Бигги. Но биф с Westside Connection не сильно сказался на карьере Коммона. Он продолжил выпускать релизы и развиваться в лучшую сторону.
В 2000 году он выпускает знаковый релиз «Like Water For Chocolate».
Больше половины треков на альбоме спродюсировал культовый детройтский битмейкер J Dilla, который славился своими семплами и подходу к созданию битов. Его инструменталы звучат, как живое выступление джаз-бэнда. Также к музыке приложили руку барабанщики Карим Риггинс и Квестлав из The Roots, а также легенда R&B — D’Angelo. Альбом звучит как соул, джаз, что ставит его в ряды культовых произведений афроамериканской музыки. Он будто продолжает идеи негритюда времен гарлемского ренессанса, идеи Мартина Лютера Кинга и Малколма Икса. Коммон становится одной из главных фигур осознанного рэпа. Он готов вести за собой людей.
В 2004 году он подписывает контракт с лейблом Канье G.O.O.D. Music. Благодаря этому сотрудничеству в 2005 году фанаты получают альбом «Be».
И этот альбом — квинтэссенция мудрости и техничности Коммона и музыкального гения Канье Уэста. И когда я послушал этот альбом уже в осознанном возрасте, то мои глаза расширились, а на лице возникла улыбка. Именно Коммон заставил меня изучить историю афроамериканского движения, идеи их лидеров, чтобы лучше понимать тексты и проникать в их идеи. И тогда я вернулся к его прошлым альбомам, и они заиграли для меня по-новому, как глоток свежего воздуха. Я послушал всю имеющуюся на тот момент дискографию Коммона и слежу за ней до сих пор.
В нём нет понтов, агрессии, только грамотные мысли, слова и добро, желание помочь своему народу. Не зря Коммон — друг Барака Обамы, выступал на его инаугурации и давал небольшой концерт в Белом Доме в рамках Tiny Desk. Также он активно снимается в кино. Вы могли видеть его в таких фильмах как «Джон Уик 2», «Иллюзия Обмана», «Гангстер», «Отряд самоубийц», «Агент Ева» и др. Также они зарыли топор войны с Айс Кьюбом, и Коммон снялся в его фильме «Парикмахерская 3». Еще Коммон — лауреат «Оскара». Он получил его за трек «Glory» с Джоном Леджендом к фильму «Сельма», который рассказывает о жизни Мартина Лютера Кинга.
И не зря, ведь Коммон — настоящий активист, который поддерживает различные общественные движения и объединения. Поэтому каждому фанату хип-хопа стоит чаще обращаться к творчеству этого исполнителя. И сегодня разберем его легендарный альбом под покровительством G.O.O.D. Music — «Be».
Коммон и Канье познакомились еще в 96-ом году, когда Канье приходил к No I.D., чтобы перенимать опыт и мастерство своего старшего товарища. Коммон сразу приметил талант Канье, его умение читать рэп и делать биты, а также заметил в нем голод, что, по мнению Коммона, точно привело бы его на вершину. И он не прогадал.
В 2002 году альбом «Electric Circus» не возымел славы, он оказался не успешным, а спустя два года уже Канье выпускает свой прорывной «The College Dropout», который стал классикой и открыл новые возможности для рэперов.
Коммон, помня энтузиазм и умения Канье, на следующем альбоме решил сотрудничать именно с ним, и даже подписал контракт с его лейблом. Практически все биты на релизе — авторства Канье. И альбом «Be», выпущенный в мае 2005 года, стал новой отправной точкой в дискографии Коммона, что вывело его на новый уровень. Давайте разберемся с содержанием этого релиза.
Альбом начинается с одноименного интро.
Сначала — завораживающая партия бас-гитары, к которой затем подключается партия синтезатора, и вдруг — прекрасный семпл из трека Альберта Джонса «Mother Nature». Бит звучит воодушевляюще и торжественно, что сразу задает настроение всему релизу — демонстрация силы духа, красоты афроамериканского народа и его стремление к свободе. Коммон говорит, что хочет быть таким же свободным, как души тех, кто ушел — Малкольм Икс, саксофонист Джон Колтрейн и его близкий друг Юсеф. Он говорит, что их смерть является неким зачатием, новым дыханием и воскресением, поскольку новое поколение перенимает их взгляды, продолжает их дело, а значит, что хоть они и погибли физически, но не умерли духовно и еще живут среди людей в их душах, в их разуме. И об этом Коммон говорит следующее:
Я ожидаю воскрешения Господа, смотря в глаза своей дочери. Я буду учится через нее, мессия может вернуться через нее, она сможет изменить мир.
Этим он говорит о том, что светлое будущее — за новым поколением. Они могут изменить свои жизни и жизни многих других. Также Коммон обвиняет президента Буша в распространении лжи и в увековечивании убийц, которые не заслуживают оказываемых им почестей. В конце он говорит:
Исследовал мир, чтобы вернуться туда, где родилась моя душа. Не оглядывайся назад и не заглядывай слишком далеко. Настоящее — это подарок. Я просто хочу быть.
Он говорит о ценности жизни, о том, что жизнь не напрасна и нужно стараться наслаждаться каждым моментом, стараться сделать свою жизнь и жизнь других лучше. Вообще, название релиза Коммон трактует так:
Альбом называется “Быть”, поскольку нужно быть тем, кто ты есть, жить настоящим. Живи и делай то, что умеешь. Будь верен себе. На этом альбоме я просто хотел “быть”, не переживая за прошлое.
Потрясающее интро, в котором мысли Коммона грамотно переплетаются с музыкальным сопровождением от Канье. Коммон не вуалирует свои мысли в сложные метафоры, он хочет, чтобы каждый понял его, вынес что-то и настроился на нужный лад.
Следующий трек «The Corner» будто является саундтреком чикагских дворов.
Потрясный бит от Канье с отличным ритмом и соуловыми семплами будто переносит нас на родные улицы Коммона и Йе. Голова не останавливается ни на секунду, а флоу Коммона очаровывает и поражает своей техничностью. Трек посвящен району, а угол — это или какой-то магазин в угловой части дома, у которого любят тусить ребята и драгдиллеры, или подворотни, в которых происходят разборки и игры в кости. Коммон рассказывает о том, что катается на старой тачке по району, где машины ломают и угоняют.
Мир холоден, а квартал горяч как печь. И это все на углу.
Угол — как некий символ района, эпицентр всех происходящих там событий. Здесь службы в черных церквях; убийцы; арабы, которые готовят бургеры. Здесь, по словам Коммона, они пишут о неправильном, потому что тут трудно увидеть правильное. Реальность — сука, и она кусается. На припеве засветился сам мистер Уэст и он говорит:
Я надеюсь, что могу передать тебе это ощущение. На углу чуваки грабят, убивают, умирают — это все ради того, чтобы выжить.
И это ощущение действительно передается. Коммон будто ведет репортаж с улицы, где каждый занимается тем, что позволит ему жить дальше. Законны его действия или нет — неважно, ведь это угол. И здесь своими монологами отметился Умар Бин Хассан, участник поэтического объединения поздних 60-х The Last Poets. Эти поэты писали о расовой сегрегации, о жизни черных и призывали их к действию против белого оружия. Легендарное объединение, которых (как и Гила Скотта Херона) называют праотцами хип-хопа. Здесь Бин Хассан говорит, что угол был их временем, которое остановилось. Здесь можно было встретить чуваков в туфлях из крокодиловой и змеиной кожи; с желтыми, розовыми и голубыми воротниками. Угол — их скала Гибраалтар, их Стоунхендж, их Тадж Махал, их монумент. Это место черной силы, а еще он говорит о том, что черный цвет прекрасен. Отличный трек, который переносит на улицы Чикаго, ты слышишь звуки полицейских сирен, звуки драк, запахи местных забегаловок, и это ощущение не оставляет ни на секунду.
В треке «GO!» под мелодичный и приятный бит от Канье мы слышим фантазии и воспоминания Коммона о девушке, причем такие мысли весьма непривычны от него, эти строки будто писал Ар Келли.
Он говорит:
Она была плохой. Такой, какую чуваки в клубе хотят схватить сзади. Я фантазировал, когда она была у меня в ванной. Между нами была химия. Я думал, что это будет длиться вечно, но я двигаюсь быстро, поэтому пришлось взять паузу. Она любит жестче, она текла как дождь. Она чокнутая, я был для нее приманкой.
Он описывает, как они занимаются с ней любовью, но затем она отталкивает его, но она все равно остается в его фантазиях. И в припеве Канье говорит:
Погнали. На счет три — все убегаем в свои фантазии.
Интересный трек о случайной любви, которая не переросла в нечто большее, но оставила приятные воспоминания, в которые иногда хочется вернуться.
На треке «Faithful» сразу чувствуется рука Канье с его фирменными запитченными семплами из классических R&B или соул-песен.
Здесь Коммон размышляет на интересную тему — а что, если бы Бог был женщиной? Он спрашивает себя, «относился бы я к ней так же?», «хотел бы ее ради высшего разума или ее небесного тела?», «я бы все еще ждал свою бывшую, если бы был с ней?». И он говорит о том, что постоянно бы носил крест, как часть ее сердца; разговаривал бы с ней в плохие минуты и в хорошие. Она бы не ревновала, потому что и другие братья боготворят ее. Он прошел бы весь этот путь ради нее и остался бы верен.
Во втором куплете он рассказывает историю мужчины, который работал вместе с подругой его жены. И с этой подругой он чуть не изменил своей супруге. Коммон говорит
Даже не специально некоторые женщины испытывают мужчин, и это испытание было сильнее него. Некоторые верят, что такова природа, отпущенная мужчинам.
У него было все — жена, дети, дом, машина, но он не ощущал покоя, и хотел найти это умиротворение в новой женщине, чтобы ощутить вновь то самое чувство. Но в итоге он одумался, вернулся к жене и сказал ей:
Детка, ты мое благословение и лучший друг.
Коммон сравнивает отношение мужчины и женщины с отношением к Богу. Не зря он мысленно дает Богу женский род. У человека могут быть мысли свернуть не туда, уйти от своей привычной жизни. Это как испытание веры, после которого праведный человек поймет, что истинное счастье здесь, в твоей семье — в твоей любви к своей женщине и в ее любви к тебе. И также счастье во взаимной любви с Богом. Именно так можно обрести покой и умиротворение. И в конце Билал и Джон Ледженд как молитву в церкви повторяют слова:
Я буду верным до конца.
Довольно философский трек, который заставляет задуматься о счастье и о том, что оно ближе, чем нам кажется.
Трек «Testify» — настоящий эпизод криминального сериала.
Неудивительно, что для экранизации была приглашена актриса Тараджи Пи Хэнсон и актеры Вуд Харрис и Билл Дьюк. А Канье здесь продемонстрировал свое умение грамотно вплетать семплы как неотъемлемую часть повествование, как, например, и в треке Гейма «Dreams».
Коммон рассказывает историю о женщине, у которой муж находится под стражей и обвиняется за продажу наркотиков, хранение оружия и убийство. Из проститутки она стала его женой, боролась всю жизнь и теперь борется за него. Она прикрывала его, переживала за него все время, но понимала, что делает он это не для себя. И в зале суда она кричит:
Прежде чем вы заточите мою любовь — позвольте мне присягнуть.
Мы начинаем сопереживать этой женщине, понимаем ее боль, ведь теперь она останется одна, ей нужно будет кормить семью, пока муж в тюрьме, а ведь ему светит не малый срок. И в последнем куплете ему выносят вердикт «виновен по всем пунктам», а его жена встает и со смехом уходит. И все понимают в чем дело — его жена не простая домохозяйка, а, как сказал Коммон, «квинпин». Из за нее муж выполнял грязную работу, а она подставила его, чтобы полиция не вышла на нее. И благодаря этому шагу она осталась в выигрышном положении. Она оказалось не той, за кого себя выдавала. Она оказалась крупной шишкой в криминальном мире. Настоящая судебная драма с неожиданным поворотом, которая разрушает классический сюжет о жене преступника, которой приходится выживать, пока муж в заключении. Женщина оказалась опаснее и хитрее мужчины, который был всего лишь шестеркой. Коммон будто срежиссировал фильм жанра «блэксплоутейшн» про сильную женщину из криминальной верхушки, и получилось весьма интересно.
«Love Is…» — красивый трек о том, что такое любовь и где ее искать.
Это один из двух треков на альбоме, который спродюсировал Джей Дилла. Дилла всегда славился своей любовью к винтажным джазовым и соуловым семплом. Также он не синхронизировал драм-партию в точности до миллисекунд, что добавляло жизни в его музыку. И этот трек не является исключением. Коммон здесь говорит о том, что любовь можно найти даже там, где живут бандиты. Мужчин учат держать ее в себе, поэтому они находят ее только с возрастом. По мнению Коммона, любовь — это место, куда ты точно вернешься. Да, любовь может тебя прокатить, но все равно ты ее найдешь, рано или поздно. Коммон надеется, что любовь станет общей и все ее поприветствуют, ведь в гетто из-за недостатка любви многие прячутся и убегают от нее. Коммон видел, как самые суровые ребята плакали на похоронах своих братьев, и он спрашивает себя:
Почему мы показываем любовь, когда кого-то уже не стало?.
Коммон призывает не бежать от любви, а сделать ее целью своей жизни, поскольку тогда на жизнь упадет свет и обретется счастье, о чем Коммон говорил в треке «Faithful». В припеве он говорит:
Как же прекрасна может быть любовь. На улицах ее сложно разглядеть. Любовь — это то, к чему я должен стремиться. Нужно лишь настроится на ее чистоту.
Не нужно прятать свои чувства, скрывать эмоции, нужно открыться для любви и тогда она обязательно придет, и жизнь станет светлее и ярче. Позитивный трек, который невольно вызывает улыбку и благодарность за тех людей, перед которыми можно быть собой, искренне любить их так же, как и они любят тебя.
Трек «Chi-City» — ода Чикаго, выполненная по всем канонам качественного хип-хопа: качающий бит, скретчи, мастерские рифмы и структура текста.
Здесь Коммон демонстрирует, что Чикаго многого стоит на рэп-сцене. Да даже если взять только его, то он уже олицетворяет этот город в хип-хоп пространстве. Он вернулся и заявляет, что рэпу нужна перепланировка, эту культуру слишком много насилуют. И Коммон, как мессия, вернулся, чтобы спасти рэп-игру. Он спрашивает:
Интересно, эти убогие чуваки осознают, что они убогие? Из-за них мой народ говорит, что устал от рэпа.
Остается только гадать, кого Коммон имел в виду — южных трэп-артистов, которые массово обрели популярность в середине 00-х или новых гангста-рэперов с Востока, таких как G-Unit и др. Он называет себя черной фигурой среди перестрелок. Он удивляется тому, что появилось много рэперов, которых кроме цацок и машин ничего не интересует. Он посылает их на три буквы и говорит, что рассвирепел. Коммон пытается создать убедительный гимн для гетто, а остальные читают про мусор. И для него цель — не прославиться и не разбогатеть, а передать знание. На этом треке Коммон потрясающе демонстрирует свой профессионализм и показывает, что если речь касается отношения к культуре, то он не такой уж и добряк. Он будет защищать ее от тех, кто, по его мнению, насилует ее и портит.
Следующий трек «The Food» — это совместный лайв Коммона и Канье с шоу Дейва Шапелла.
Бит выполнен в лучших традициях Канье, и будто этот фит предназначался для альбома «The College Dropout». Канье в припеве говорит о том, что дома его ждут двое детей, а их мать задерживается на работе, поэтому он из кожи вон лезет, чтобы прокормить свою семью. Ему пришлось связаться с криминалом, чтобы поднять денег. Он весь день на ногах, пока не приедет полиция. Коммон же читает о жизни на улицах Чикаго — о сутенерах, о продаже наркотиков, об уличной борьбе, которая рано или поздно согнет человека под себя. Во втором куплете он задает себе вопрос:
Ради искусства это или ради бабла?.
И говорит, что здесь деньги играют немаловажную роль. Но они нужны не лично ему для крутых машин и цепей. Он хочет принести эти деньги в гетто, чтобы жизни других стали лучше. Он говорит:
Сжимаю кулак и поднимаю его вверх. Борьба за свободу в темных одеждах, чтобы будущее стало светлее.
Коммон делает отсылку к «черным пантерам», которые одевались в черное и радикальными мерами боролись за свою свободу. Эти идеи до сих пор остаются актуальны, и Коммон призывает бороться за свои права, поскольку иначе у афроамериканцев выход лишь в том, чтобы связать свою жизнь с преступностью, дабы прокормить свою семью. Поэтому Канье говорит в конце:
Я не могу сбежать или выбросить пистолет. Вы не можете меня порицать.
Это в очередной раз демонстрирует нам то, что у афроамериканцев из гетто порой нет другого выбора, чтобы остаться на плаву и не сдаться.
Трек «Real People» довольно ортодоксальное произведение.
Никакого припева, только три куплета и потрясающий джазовый семпл из песни «Sweet Children» Сизара Фрейзера. Трек посвящен непростой жизни афроамериканского сообщества и дискриминации со стороны государства. Коммон говорит о том, что здесь живут реальные люди, которые разговаривают во сне, просыпаются в холодном поту и думают лишь о том, как и где достать денег, чтобы выжить. Но он надеется, что через боль можно узнать наставление Бога. Он задает себе вопрос — что думают на небесах Боб Марли и Хайли Селассия, когда видят, как вяжут черных братьев? Он приравнивает полицейских к фашистам, которые жестоко относятся к черным, и ему самому хочется нажать на курок, чтобы убить их. Иногда идеи Коммона напрямую соприкасаются с идеями Малкольма Икса. В третьем куплете он возмущается тем фактом, что черные парни ходят под руку с белыми девушками. Он считает, что если пренебрегать черными женщинами, то их положение ухудшится, хоть ему и говорили, что человек есть человек. Довольно радикальные мысли, но чернокожие активисты не чурались таких взглядов. Он показывает нам, что эти люди устали, они проклинают небеса, в их глазах боль.
Я живу через дорогу от всего этого и в чем-то даже участвую, я показываю их жизни, это реальные люди.
Коммон говорит, что они всего лишь хотят нормальных домов, они транслируют свои мечты. Он старается увидеть рассвет сквозь грязь, и поэтому пишет тексты о свободе для реальных людей. Этот трек еще раз доказывает мысль из интро о том, что борцы за свободу не умирают, а реинкарнируются в сердцах других поколений. И Коммон — настоящий рупор их идей, который продолжает транслировать их взгляды, пытаясь достучаться до разума каждого.
Трек «They Say» с припевом от Джона Ледженда и куплетом от Канье придерживается тех же идей, а также является ответом Коммона на критику о том, что он сам не всегда придерживается своих взглядов.
Он выражает этим треком свое стремление к успеху и то, что он старается держаться своих принципов. Он говорит, что порой трудно быть собой в таких условиях, но Коммон все равно стоял на своем «вечность и еще пару дней», поэтому не стоит его обвинять в том, что кто-то даже не может понять. Об этом поет и Ледженд в припеве:
Они спрашивают: “Что происходит?”. Мы приводим факты, а если они врут, то возвращаемся за ними. Они многое могут говорить, но они не понимают.
Многие с сарказмом называют Коммона праведником, но он отвечает так — «Я пишу, чтобы освобождать умы по всему Чикаго». Он пишет, чтобы заработать на жизнь и показать другим, что есть другой путь, не связанный с криминалом, где нужно каждый день бояться за себя и за близких. И он говорит новому поколению:
Мы же не можем вечно строить из себя пацанов с района.
Нужно взяться за ум и стараться открывать людям глаза на правду и мыслить шире района. Он говорит, что многие до альбома успели отстраниться от него, но после того, как услышали «The Corner» поняли, что Коммон вернулся. Этим треком он в очередной раз продемонстрировал, что его очень поздно списывать со счетов, и навряд ли когда-нибудь можно будет это сделать. И о своем успехе читает Канье Уэст. Он наслаждается вкусом победы, ведь теперь многие восхищаются его битами и альбомом «The College Dropout». Теперь много девушек, которые хотят с ним переспать, а враги не дремлют и ждут, когда Канье разорвет контракт. Но Канье говорит:
Бог никогда не посылал бы мне то, с чем я не справился бы.
И мы верим в это, зная его биографию. Вспомнить только аварию во время работы над его дебютником, после которой его жизнь висела на волоске. Но он все равно не сдался и сквозь сдерживающую челюсть проволоку записал свой хит «Through The Wire» и продолжил работать.
Сейчас, зная путь Канье, довольно забавно воспринимается строчка:
Они говорят, что из-за славы я оказался где-то между церковью и сумасшедшим домом.
Заключительный трек — «It’s Your World (Part 1 & 2)».
Второй трек на альбоме, где за инструментал отвечал маэстро Джэй Дилла. Здесь Коммон вспоминает свое прошлое и свой путь. Вспоминает ночной Чикаго, мечты о новых кроссовках, кокаин на улицах и треки Биг Дэдди Кейна из каждого утюга, старые Кадиллаки. Он вспоминает, что состоял в банде, но никогда не был преступником, хоть и имел ствол при себе. Коммон говорит:
Теперь я стою там же, где и мой отец. Я планировал жизнь так, чтобы не оказаться на этом углу. Я все еще хочу увидеть Калифорнию, но этой мой мир.
Под миром понимается родной город, родной район, от которого не убежать и который просто так не бросить. И этот мир можно изменить, сделать его лучше, тем самым внеся вклад в будущее, что позволит сделать жизни других светлее, поскольку в собственном мире мы являемся Богами. Во втором куплете он рассказывает историю девушки, которая торгует свои телом. Он говорит:
Жаль она не знает его настоящую цену.
Он вспоминает, как учился с ней в школе. Тогда она бредила пением, а сейчас во снах она видит себя в гробу. У нее было трудное детство, ее отчим бил мать, а теперь она пытается заглушить боль в беспорядочном сексе, алкоголе и наркотиках. И Коммон говорит о том, что это не единичный случай. Он называет их «детьми крэка», которые забыли свою мечту, опустили руки и упали. Но это их мир, и они не должны быть здесь рабами, они должны быть творцами своей жизни, поэтому Коммон призывает помнить об этом и идти к своей цели. На районе много боли и страданий, но нужно иметь силы перебороть это и стать сильнее. И во второй части мы слышим голоса детей, которые говорят о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Некоторые мечты маленьких детей вызывают улыбку (одна девочка сказала, что хочет стать уткой), а некоторые заставляют убедиться в правильности мысли о том, что чувство борьбы и справедливости передается от родителей к детям (одна из девочек сказала, что хочет стать первой чернокожей женщиной на посту президента).
Дети еще не прочувствовали ту боль, о которой читал Коммон, они не утратили способность мечтать. И главное, чтоб эти мечты были для них ориентиром, от которого нельзя отказываться. Нужно следовать ему, чтобы построить свою жизнь и свой мир. И в конце — длинный монолог от отца Коммона. В нем он дает наставления — «будь здесь, будь благодарным, будь радостным, будь отличником, будь великодушным, будь добрым, будь составителем своего гороскопа, будь справедливым, будь любимым богом» и т.д. То есть, основная мысль — будь собой и будь тем, кем действительно хочешь быть. Только тогда твоя жизнь и жизнь близких станет лучше, станет счастливее. Потрясающее заключение, которое подводит итог основной идее альбома. Остается приятное чувство одухотворенности, радости и мотивации.
Все хвалили этот альбом — за его мысли, за его главную идею, за потрясающую химию между Коммоном и Канье. NME даже сказали, что «этот альбом дает надежду хип-хопу, который застрял в трясине посредственности». И этот альбом отлично совмещает в себе ум и популярное звучание, поскольку никто не будет спорить, что в это время звук Канье рулил процессом. Благодаря этому альбому Коммон стал лауреатом премии BET Hip-Hop Awards в 2006 году в номинации «Лучший лирик года», и тут сложно спорить.
Мало, что можно привести в сравнение со словом Коммона. А Complex назвал альбом классикой десятилетия. Наверное, еще рано говорить о проверенности временем, хотя прошло уже 17 лет, а альбом каждый раз слушается как в первый, не надоедает и не приедается. Каждый раз можно подчерпнуть из него что-то новое. Даже Канье назвал Коммона новым Марвином Гэем. Не знаю, можно ли сравнивать его с «What’s Going On», но могу сказать, что они точно находятся рядом. Похожие мысли, доносящиеся через лирику и через музыку. Да даже стиль Коммона в плане одежды. Редко можно заметить Коммона в широких футболках, широких джинсах и снепбеке или дюраге. Коммон — это водолазка, брюки, пальто, туфли и кепка-восьмиклинка. Будто он действительно на машине времени переместился из 60-х или 70-х годов, когда среди чернокожего населения этот стиль был популярен. Этим альбомом Коммон показал, что не бежит за славой, за деньгами, не раскидывает понты направо и налево. Он просто хочет передать свои наблюдения и свой опыт другому поколению, чтобы они знали себе цену и могли постоять за себя, не гнались за пустыми деньгами, а знали свои возможности, благодаря которым можно что-то изменить. А потрясающие биты Канье добавили в этот альбом крутой смеси ретро-звука и современного веяния в альтернативном рэпе, которое мистер Уэст привнес своим дебютным альбомом.
«Be» явился новым этапом для Коммона, который стал не просто рэпером, а настоящим проповедником, активистом и репортером уличной жизни в черных районах. И даже сам Коммон является ярким примером идеи перерождения духовных черных лидеров. И именно поэтому его творчество так обожают афроамериканцы разных поколений, а Обама называет его одним из своих любимых рэперов. Глядя на него, слушаю его музыку и, в частности, альбом «Be», они понимают, что те идеи, за которые они сражались несколько десятков лет назад живы и не угаснут, пока Коммон будет творить, и пока будут появляться люди, готовые перенять эту эстафетную палочку.