21 июня 2019 года вышел дебютный одноименный альбом молодой группы Black Pumas, которая исполняет психоделический соул. Коллектив сформировался в Остине, Техас и состоит всего из двух людей: певец/автор песен Эрик Бёртон и продюсер/гитарист Эдриан Кесада. Альбом был высоко оценён критиками и принёс Black Pumas несколько номинаций на Грэмми. Тейп освещает тематики любви, отношений и единства, а ещё неоднократно упоминается мотив «братьев и сестёр» в контексте того, что все люди на Земле - родственники. Но почему он попал в мой топ 2020 года? Из-за Deluxe-версии, которая была номинирована на Грэмми и с помощью небольшой выборки, я пришёл к выводу, что это одна из номинаций, которая действительно заслуживает того. Но что же такого в особенного в этом альбоме? Давайте разбираться.
«Black Moon Rising» - это первый вышедший трек данного коллектива и по совместительству опенинг-трек в альбоме. Это что-то среднее между блюз и соул музыкой, очень расслабленное и одновременно стильное. И хотя текст достаточно сюрреалистический, главным объектом данной композиции скорее всего является мужчина, отчаянно влюблённый в красивую женщину, которая принесёт ему только боль.
Главным хитом коллектива и самой популярной песней альбома является «Colors» и это абсолютно оправдано. Трек очень изобретательный, имеет почти психоделический звук, напоминающий классику 70х по типу Кёртиса Мэйфилда. «Colors» отражает обширный репертуар звуков и стилей гитариста Эдриана Кесады и подчеркивает широкий диапазон голоса Эрика Бертона. Песня о простом - о красоте мира и людей, но её звучание поистине искусное и особенное.
Если предыдущие две песни были о чем-то более таинственном и загадочном, то «Know You Better» уже напрямую о том, что лирический герой хочет узнать больше о своей возлюбленной. Любовь описана как свобода движений и полёт, например в таких строках как «Out this galaxy, moving/Free in the way we move».
«Fire» - четвёртый трек на пластинке. Очень сексуальная и яркая композиция, в которой певец представляет свою любовь, как чрезвычайный случай, а себя как его решение. В сети гуляет интересное предположение о том что бубен или ещё какой-то латунный инструмент, играющий на фоне, были отсылкой к хиту Джонни Кэша «Ring of Fire», который имеет схожую текстовую тематику и аранжировку.
Наверное на втором месте из понравившихся после «Colors» у меня стоит «OCT 33». Во-первых, колоритный тамтам вытягивает композицию из американского блюза в более африканские мотивы. Во-вторых, невероятный гитарный проигрыш превращают песню из стандартного меланхоличного медленного танца во что-то более возвышенное и глубокое одновременно. Кстати, October 33 - день, который никогда не настанет, потому что он не существует.
В «Stay Gold» лирический герой говорит, что чтобы оставаться «золотым» ему нужна любовь девушки, ведь без неё он замерзнет. Она не такая грустная, как предыдущая, скорее настойчивая и проникновенная. Во всех композициях меняются настроения, поэтому каждый сможет прочувствовать что-то своё.
Ударный ритм и мотивационный текст - все что можно сказать об «Old Man». Она не хуже и не лучше других, просто не настолько зацепляет, хотя в этом альбоме очень сложно выделить откровенно плохие композиции, в силу редкости данного жанра в современном музыкальном мире, каждый трек звучит очень профессионально и необычно.
«Confines» уже гораздо интереснее предыдущей. Вокал Бёртона здесь идёт немного вразнобой с музыкальным аккомпанементом, тем самым слушатель может сосредотачиваться то на одном, то на другом. Ну и конечно же, здесь просто замечательная аранжировка, а при прослушивании в наушниках, можно сосредоточиться на каждом инструменте отдельно, так как эта песня - настоящая симфония.
«Touch The Sky» отзывается вестерн - мотивами в стиле «The House of a Rising Sun», особенно в начале. Бубен, трубы и уже настроение сесть на лошадь и умчать куда-то в прерии, но в реальности песня совсем не об этом). Автор поёт «I don’t need nobody’s pedestal to play this game, I do my thing», тем самым внушая уверенность тем, кто думают, что идут не по тому пути.
Обладая голосом, который с легкостью может переходить в поток, Бёртон (солист) придаёт элегантную эластичность многослойным постановкам Кесады (продюсер). Иногда гитарист выполняет этот трюк в обратном порядке - «Sweet Conversations», мечтательная развязка альбома, опирается на демо, записанное Бёртоном дома, - но суть альбома заключается в том, как певец помогает формировать звуковые картины в песнях, придавая им теплоту и простор.
При том что Бёртон может привлекать внимание своим сладким, в некоторой мере жалобным, голосом, ключ к созданию Black Pumas - это безусловно «гобелены» Кесады. Он полагается на скрипучие барабанные лупы, удары струнных, фанковые электронные пианино и фуз-гитару.
Мое впечатление от альбома вполне однозначное. Такая музыка для 2019 года - огромная редкость. Я уловил небольшое сходство с Kaleo, но они тем не менее более роковые, да и вокал у солиста совсем уж хриплый для блюза, как у Black Pumas. Они возродили жанр 70х, да ещё и преподнесли его в свежей обертке, с чистейшим профессиональным звучанием, низкий им за это поклон. Но к сожалению, у подобной музыки своя ниша, именно поэтому её нет в широкой ротации - она банально не актуальна. Люди хотят больше электронного звука, и это меня расстраивает. Живой звук теряет свою прелесть у большинства молодых людей и поэтому теряется значимость блюза и джаза, как такового. Эта ситуация может быть решена лишь посредством массового возрождения этих жанров, но вряд ли кто-то будет этим заниматься ;(